В психотерапии контейнирование работает таким образом:
Клиента переполняют различные эмоции и чувства, такие как злость, страх, паника, чувство вины. Психотерапевт принимает все эти эмоции, трансформирует их более понятные и возвращает их клиенту.
При этом сам психотерапевт не разрушается под натиском этих эмоций, он транслирует клиенту уверенность в том, что все его чувства естественны и нормальны. Психотерапевт выступает в роли контейнера.
Процесс контейнирования эмоций в психотерапии наглядно показан на сопроводительной картинке: Прекрасно показан процесс, как психолог помогает клиенту подпитываться своими же собственными бурными чувствами. Психолог сконтейнировал чувства клиента и отдал их в трансформированном виде. И теперь в этом виде эти чувства являются «лечебными», ресурсными, наполняющими.
Что такое контейнирование в реабилитации?
В процессе реабилитации основной терапевтической задачей является научить пациента контейнировать свои эмоции. Этот навык обеспечивает эффективную саморегуляцию, без которой невозможна качественная трезвость и вообще трезвость, как таковая.
Контейнирование — это способность выдерживать и осмысливать сильные эмоции и чувства.
В психотерапии контейнирование работает таким образом:
Пациента переполняют различные эмоции и чувства, такие как злость, страх, паника, стыд. Психотерапевт принимает все эти эмоции, трансформирует их в более понятные и возвращает их пациенту.
При этом сам психотерапевт не разрушается под натиском этих эмоций, он транслирует клиенту уверенность в том, что все его чувства естественны и нормальны. Психотерапевт выступает в роли контейнера.
Контейнирование — навык из детства
Способность не разрушаться от собственных эмоций формируется у ребенка с помощью родителей.
Если ребенок пришел в эмоциональное возбуждение, то значимый взрослый объясняет ему, что происходит с ним, успокаивая малыша.
Главная задача мамы:
назвать, объяснить ребенку что чувства возникли, потому что были какие то желания ( потребности) у него. Поговорить с ребенком об этих эмоциональных переживаниях в поддерживающем формате.
Представим ситуацию, когда малыш упал и разбил коленку и плачет. В идеальном варианте мама скажет: «Тебе больно. Ты расстроился, что так быстро бежал и упал, ведь ты не ожидал. Скоро пройдет, давай подуем на коленку».
В не идеальном варианте мама скажет: «Я же тебе говорила, что не стоит бегать! Это потому что ты меня не слушаешься!». В этом случае мама неосознанно транслирует своему ребенку, что выражать свои чувства опасно! Мама их не принимает, а заставляет чувствовать вину за их выражение.
Или: «Вот какая дорога не хорошая! Неровная и с ямами. Заставила нашего малыша плакать, давай ее ударим, вот она какая плохая!». Тут мама неосознанно показывает ребенку способ, чтобы успокоиться, надо сразу найти виноватого. Если у тебя сложно переносимые чувства, то, значит, кто-то виноват. Или: «Ты чего плачешь? Мальчики не плачут! Ерунда какая, просто царапина, а ты ревешь!»
Последние 3 высказывания мамы не учат ребенка осмысливать чувства. Они учат их подавлять, отрицать, проецировать на других.
Когда такой ребенок вырастет, у него будут проблемы с самоконтейнированием, т.е. самостоятельным контейнированием своих чувств. Ему будет сложно выдерживать бурные, сложные, болезненные чувства. Он по привычке будет их подавлять, пугаться их, испытывать вину.
Хорошая новость: можно научиться самому создавать для себя контейнер!
Через отношения с психотерапевтом пациент учится контейнировать собственные переживания.
В будущем он приобретет способность выполнять функцию контейнирования самостоятельно.