Новости

Главная характеристика химически зависимых пациентов – это эмоциональная дисрегуляция. Это значит, что пациенты испытывают большие трудности с регуляцией эмоций.

Такая дисрегуляция, порождается эмоциональной уязвимостью, и не развитыми навыками переработки психического возбуждения.

Эмоциональная уязвимость определяется следующими факторами:

1. Чрезвычайно высокая чувствительность к раздражителям

2. Очень интенсивные эмоциональные реакции на раздражители

3. Медленное восстановление нормального эмоционального состояния после эмоционального возбуждения

Психическая переработка возбуждения включает в себя:

1. Способность сдерживать неадекватное поведение, связанное с сильными отрицательными или положительными эмоциями

2. Способность действовать независимо от эмоций

3. Способность снижать самостоятельно психическое возбуждение

4. Способность изменить направленность внимания при сильных эмоциях

Решающим фактором, обусловливающим эмоциональную дисрегуляцию, выступает инвалидирующее окружение.

Инвалидация - это игнорирование и непризнание окружением эмоциональных реакций ребенка.

Инвалидация сообщает ребенку о неприемлемости его чувств.

Например, когда ребенок говорит, что хочет пить, родители дает ему воды или сока

( смотря, что выберет ребенок), а не говорят: «Не может быть, ты же только что выпил стакан воды»

Или когда родителей вызывают в школу, за то, что дочь ударила другую девочку, -родители пытаются прояснить у дочери, что произошло, как переживает она эту ситуацию и что думает о случившемся.

А не так: « Пойдем в школу, и ты будешь извиняться за свое поведение! Ты же девочка, и тебе нельзя проявлять агрессию!»

Или когда ребенок плачет, родители пытаются выслушать его и понять, что произошло, утешить, - ( а не говорят ему: «Перестань реветь из за ерунды! Не будь плаксой!»)

Когда ребенок выражает гнев и фрустрацию, родители относятся к этому серьезно, а не отмахиваются, от подобных проявлений, как от чего-то несущественного.

Когда ребенок говорит, что старался из-за всех сил, - родители верят ему, а не говорят: «Значит, плохо старался!»

В адекватной семье ребенка видят, замечают, уважают, слушают, спрашивают и поддерживают. Взрослые принимают во внимание предпочтения ребенка ( например, относительно интерьера комнаты, одежды,

занятий), к взглядам и мыслям ребенка относятся серьезно; эмоции ребенка воспринимаются как значимые коммуникативные сигналы.

Адекватное реагирование родителей обусловливает способность ребенка к лучшему различению собственных эмоций и эмоций других людей, что в последствие определяет его эффективное функционирование в

жизни.

И наоборот, инвалидирующая семья создает проблемную среду для ребенка, и создает эмоциональную дисрегуляцию, поскольку не может научить ребенка определять и перерабатывать психическое

возбуждение, переносить стресс и доверять собственным эмоциям – как правомерным интерпретациям событий.

Именно поэтому, пациенты, на вопрос: «Как ты себя сейчас чувствуешь?"

-ответить не могут.

Именно поэтому важная терапевтическая задача, в процессе реабилитации – это научить пациента базовым психическим навыкам:

• Замечать свое психическое возбуждение, развивать внимательность к телесным сигналам

• Определять что это за возбуждение

• Облекать в слова возбуждение ( давать ему название и говорить о нем)

• Понимать природу происхождения возбуждения

• Определять свои желания и потребности ( которые лежат в основе возбуждения)

• Тестировать реальность и выбирать путь разрядки возбуждения

• Планировать реализацию желания, учитывая возможности и ограничения или сублимировать возбуждение.

Развитие навыков эмоциональной регуляции – залог качественной трезвости!