Новости
Д
М

Лечение стыда

Опубликовано в Новости и статьи
Автор ЦМСР
Лечение стыда очень сложный процесс. Почему?

Во-первых: пациенты не распознают свой стыд.

Во-вторых: пациенты склонны прятать свои стыдящиеся части.

В – третьих: лечение стыда очень медленный процесс.

Хорошая новость – стыд, это излечимое состояние!

Лечебная команда РНЦ работает со стыдом, соблюдая 5 стадий, которые выделил психотерапевт Роналд Поттер – Эфрон, один из известнейших специалистов в области зависимых и созависимых состояний.

1. Необходимо создать безопасную обстановку, чтобы пациент мог раскрыть свой стыд.

Ничего полезного не произойдет, пока между терапевтом и пациентом не установятся доверительные отношения. На первых этапах реабилитации, пациент предъявляет не самые стыдные для него темы.

2. Принять пациента с его стыдом.

Когда пациент делится постыдной информацией, терапевт должен удержаться от желания отговорить его стыдится. В эти моменты, лечебная команда сообщает пациенту: «Да мы видим твой стыд и то, чего ты стыдишься, но мы с тобой и тебя не бросим»

3. Исследовать источники стыда.

Цель этого этапа – помочь пациенту понять, что его стыд порожден установками других людей, а не реальной ситуацией.

4. Поощрять пациента усомниться в его представлениях о себе, проверять обоснованность стыдящих посланий.

Предыдущие стадии важны для того, чтобы пациент обратился к образу самого себя. Какой он на самом деле? Терапевт подвергает сомнению обоснованность посланий, которые пациент получал от других людей. Например: «Как мама узнала, что ты ужасный такой? Я не вижу в тебе ужасного и порочного, а ты?»

5. Поддержать изменения в представлении о себе, которые формируют здоровую гордость.

Пациент перестает воспринимать себя как непоправимо дефективную личность. Проявляется идея, что он достаточно хорош, это ведет к формированию реалистичной гордости. Задача лечебной команды – поддерживать здоровую часть личности, потому что периодически, пациент будет заваливаться обратно в стыд.

Стыд , постоянно вторгается в мир зависимых, и в их семьи. Если семья продуцирует количество стыда, больше минимального порога, то это способствует развитию проблемного поведения у ребенка. Дети, вырастающие в подобных семьях, склонны чувствовать глубокий стыд. Они вынуждены тратить большое количество времени и энергии, защищаясь от собственного стыда, или они принимают свою неполноценность и оставляют надежду быть любимыми и достойными любви.

Послания о неполноценности.

Послания о неполноценности – это вербальные и невербальные сообщения члену семьи, подразумевающие то, что данный индивид фундаментально дефективен. Существует четыре группы посланий о неполноценности:

1. «Ты нехороший»

Такие замечания являются глобальными атаками на самый центр индивидуальности. Они подразумевают, что человек никогда не заслуживал и никогда не заслужит доверия, потому что обладает непоправимыми пороками. Обычные сообщения этой группы: «Ты всегда был… ( толстым, глупым, конфликтным и т.д)», «Ты никогда не изменишься», «Ты мне не нравишься», «С того момента как ты родился, я знаю, что что-то не так».

2. «Ты недостаточно хорош»

В этом случае, значимые другие говорят ребенку, что он имеет некоторую ценность, но продолжает недотягивать до поставленного ими образца. Часто, они сравнивают его с другими, более успешными сиблингами. (« Твоя сестра была отличницей», «Посмотри на …, он учится он пятерки»). Они дают понять ребенку, что он разочаровывает их. Ловушка заключается, в том, что не имеет значения, насколько человек старается стать достаточно хорошим. Не важно, что он делает, он все равно останется разочарованием для других., а в конце концов и для себя. Когда такой ребенок вырастает, то смыслом его жизни становится – поиск одобрения других.

3. «Ты не наш»

Такие сообщения от значимых других, говорят их получателю, что он обладает некими инвалидизирующими характеристиками, которые отделяют его от других. Ребенок «не такой», как его братья и сестры. Это стигма, видимая или невидимая отметка, которую нельзя игнорировать. Смысл таких сообщений может быть переведен так: Бог сделал огромную ошибку, творя этого ущербного индивида. Такой ребенок не подходит своей семье. Ему не позволено найти место в ее эмоциональном ядре. Он отверженный, чужак. Ребенок, получая такие послания, ощущает смесь одиночества и стыда. Сначала в своей семье, потом в других группах, он уверен, что хуже остальных, не такой как они.

4. «Тебя невозможно любить»

Причины такого послания могут быть самые причудливые. Например, ребенок может иметь несчастье напоминать своим родителям неприятного родственника. Другой ребенок может оказаться не того пола – как в случае, одинокая мать, невыносящая мужчин, должна растить сына. Какова бы ни была причина, такие дети понимают, что они чрезмерно обременяют свою семью, и что их терпят, но не ценят. Нелюбимые, они ищут объяснения этому и часто решают, что это они ужасны и их невозможно любить.

Стыд – это болезненное состояние осознания своей базовой дефективности как человеческого существа. Переживания стыда – это двойной удар, индивид опустошен и тем, что он такая презренная тварь, и тем, что его дефективность очевидна. Он сталкивается с неодолимым чувством своей неадекватности, унижения и презрения к себе

. С переживанием такой боли, и помогают справляться химические вещества.

Д
М
В книге «Душа и травма», автор рассказывает о портрете, который вырезан из китовой кости и называется «Сказитель».
Он сделан неизвестным художником эскимосом, жившим на северо-западном побережье Аляски.

Один его глаз закрыт и сосредоточен на внутреннем мире переживаний, а другой открыт и смотрит на внешний мир, на материальный мир, в том числе на реалии человеческих отношений.
Этот образ драматически выражает идею двух миров, без которого невозможно понять историю травмированного человека.
Почему я об этом говорю? Потому что зависимость это ответ на травматический опыт отвержения в ранних отношениях.

Нам всем знаком внешний мир, на который устремлен «Открытый глаз». Этот мир более менее понятен и состоит из вещей, людей, ежедневных задач и ориентирован на потребление. А мир, который мы видим «Закрытым глазом», известен нам меньше, и в то же время не менее реальный. Ранняя травма усиливает влияние этого мира. Из чего же состоит этот загадочный внутренний мир травмированного человека?
Он состоит из тотального переживания своей плохости и наполнен тоской, одиночеством и страхом. Это та конструкция мира, которая стала их устойчивой внутренней структурой. И эта структура определяет качество жизни во внешнем мире. Травмированные люди видят отвержение, там, где его нет, и поэтому страдают. Они продолжают жить в травме, словно этот опыт болезненный они получили вчера.

Они чувствуют себя никчемными, даже тогда, когда есть повод погордиться собой, - и снова страдают.
Они не верят словам похвалы, - и снова страдают.
Они не верят, что могут быть интересны другим, обрекая себя на одиночество, - и снова страдают.

Они отвергают сами себя, прежде любого контакта с внешним миром.

Их представление о себе сформировалось искаженным, уродливым, потому что они смотрели на свое отражение в Кривые Зеркала. Они получали знания о себе от взрослых, которые, к сожалению не умели любить.

И в то же время, страдая от потери любви и отсутствия поддержки, они нашли убежище в своем внутреннем мире, и спрятали в нем свою сокровенную, живую, божественную часть. Именно ее они охраняли выбирая различные стратегии выживания: угодничество, шутовство, геройство, и др. А позже, нашли более чудесный способ справиться с болью, от бесконечно неудовлетворенных потребностей – химическое вещество.

Хорошая новость в том, что наши пациенты, благодаря своей зависимости остались в живых, и это значит, что у них есть шанс освободить свой божественный потенциал, который есть у каждого. А мы, лечебная команда центра – станем правдивыми зеркалами для них!

Автор: психолог Лариса Чайковская
В последний день осени в нашем реабилитационном центре состоялась очередная встреча для игры по мини-футболу между ребятами из разных отделений. Соревнования прошли в дружеской и товарищеской атмосфере несмотря на то что на поле разгорались нешуточные страсти. Ребята долго готовились и много сил отдали тренировкам, потому все игры нашего осеннего кубка прошли очень зрелищно и азартно. Те ребята которые не участвовали в самих соревнованиях организовали группы поддержки и очень весело и ярко болели за своих. Такие соревнования - это каждый раз праздник для наших пациентов, ведь они позволяют проявить себя, померится силами с ребятами из других отделений и наконец зарядится позитивными эмоциями ещё на долгое время.
Как узнать, что ваш муж, парень, брат, ребенок употребляет наркотики?
Определить, что кто-то из ваших родственников употребляет наркотики можно по некоторым, признакам.
Физиологические признаки употребления наркотиков:
 изменения внешнего вида кожи, бледность или покраснение;
 изменения глаз, зрачки расширенные или наоборот суженные, покрасневшие белки, стеклянные или мутные глаза;
 речь бывает несвязной, бывает замедленной или ускоренной;
 происходит потеря аппетита, резкое похудение, или чрезмерное употребление пищи;
 появляется хронический кашель, без видимых на то причин;
 наблюдается нарушение координации движений (спотыкание или пошатывание);
 появляются резкие скачки артериального давления;
 возникают расстройства желудочно-кишечного тракта, которые проявляются то в появлении запоров, то в появление расстройств.
Внешние поведенческие признаки употребления наркотиков:
 беспричинные возбуждение или наоборот, вялость, иногда сильная сонливость;
 изменения в работоспособности – повышенная, как под влиянием допинга, или пониженная работоспособность;
 угасание прежних интересов и увлечений, в комплексе с нарастающим безразличием к вещам интересным для детей этого возраста, нарастающее безразличие ко всему, одновременно могут ухудшаться внимание и память;
 ребёнок начинающий употреблять наркотики начинает часто уходить из дома, прогуливать учебные занятия по не понятным причинам;
 человеку употребляющему наркотики иногда трудно сосредоточиться, на чём либо конкретном, а иногда – наоборот, он бывает предельно собран и сконцентрирован;
 появляется бессонница или наоборот - сонливость;
 у людей употребляющих наркотики снижается самооценка, в виду чего развивается болезненная реакция на критику, в совокупности с частыми переменами настроения;
 возникает повышенная утомляемость при самых незначительных нагрузках;
 люди, которые начинают употреблять наркотики, начинают избегать своих старых друзей, тех, с которыми раньше были даже очень близки;
 снижается успеваемость в школе, институте или колледже;
 появляются более частые и настойчивые просьбы дать денег;
 из дома начинают пропадать вещи, в первую очередь, как правило пропадают деньги и ценности;
 у человека втянутого в употребление наркотиков обычно появляются частые телефонные переговоры и звонки,
 человек начавший употреблять наркотики самоизолируется, уходит в себя, становится безучастным к делам, которые ранее вызывали у него большой интерес;
 начинает часто врать, у него появляются черты лжеца и изворотливость;
 такие люди стараются уйти от ответов на прямые вопросы, особенно тех, тех которые касаются того, что случилось и с чем связаны перемены в их поведении, а так же от вопросов о личной жизни и характере увлечений, а так же появляется склонность к сочинению небылиц;
 наркоманы становятся неопрятными, меньше времени уделяют собственному виду;
 начинают постоянно появляться в окружении отрицательных элементов, часто бывают замечены в «плохих» компаниях.
Будьте внимательны к своим детям и близким, помните, что по признакам изменения в поведении можно предположить, что ваш ребёнок нуждается в большем внимании.
Комплексные симптомы, или признаки наркомании:
 повреждения тканей в области вен, это могут быть и следы от уколов на внутренней части локтевого сгиба, и царапины вдоль вен, а так же синяки вокруг вен;
 симптомами наркомании и признаками употребления наркотиков так же являются и свёрнутые в трубочку бумажки, или денежные купюры обнаруживаемые вами в карманах или личных вещах ваших близких;
 в местах, где ваш ребенок проводит много времени, в туалете или ванной комнате в укромных вы можете обнаружить закопченные ложки, огарки свечи, или закопченную фольгу.
 в карманах, или среди личных вещей вашего ребёнка вы можете обнаружить колбочки, пробирки, шприцы, новые и использованные
 кроме того у человека курящего марихуану, а по народному «траву» в пачках от сигарет вы можете обнаруживать папиросы или самодельные сигареты типа самокруток
 спичечные коробки с серовато-зелёной смесью, другие виды упаковки в том числе и бумажные с содержимым буровато-зелёного цвета
Если у вас возникли подозрения в отношении поведения кого - то из вашего окружения эта памятка основных симптомов наркомании для вас может стать важным стимулом в совершении первого шага на пути к лечению от наркомании.

Ещё статьи...