Новости
Д
М

Забота о себе. Часть 1.

Опубликовано в Новости и статьи
Автор ЦМСР
Люди, страдающие зависимостями, известны своим самодеструктивным поведением. У них отсутствует способность

заботиться о себе.

Поскольку зависимые индивиды страдают невозможностью определять свои чувства и потребности, они не могут понять, что они,

например, - устали, голодны, встревожены или расстроены.

У людей «нормальных» чувства действуют как сигналы для регуляции поведения.

А зависимые люди, в связи с тем, что в детстве были объектами недостаточной родительской заботы, а многие из них, произошли из

алкогольных и дисфункциональных семей, не способны чувствовать и провести границу, - между поведением, разрушающим жизнь и

здоровье и поведением, оберегающим жизнь. Они постоянно оказываются в потенциально разрушительных и опасных ситуациях.

Неудовлетворительные и дисфункциональные межличностные отношения являются нормой для них.

Как часто, можно услышать в их историях ситуации насилия: « Меня бил ремнем с пряжкой отец, до 14 лет», «Меня ставили в угол, на всю

ночь, в темноте», «Меня били всем, что попадалось под руку родителям» и т.д. Самое печальное, что уже взрослые, они находят

оправдание такому поведению родителей, объясняя свое отсутствие чувств, по вопросу насилия над ними, следующими высказываниями:

« Если бы меня не били, я бы еще хуже стал», « Так это нормально, а как еще воспитывать детей?».

Плохое отношение, или недостаточную заботу по отношению к себе их родителей, дети усвоили как жизненную стратегию. Поэтому всю

последующую жизнь, они «успешно» упражняются в нанесение себе вреда: употребляют химические вещества, плохо питаются, не

посещают врачей, не интересуются своим здоровьем, не умеют расслабляться и наслаждаться жизнью. Они не распознают опасность,

чтобы избегать вредного и разрушительного поведения, и сопротивляться ему.

Кстати, плохие навыки заботы о себе, демонстрируют пациенты и в трезвой жизни, снижая тем самым качество своей жизни, наполняя

его неудовлетворением.

Так что же такое – забота о себе?

Заботой о себе можно считать любую деятельность, с помощью которой мы осознанно вкладываем энергию, время, деньги в свое

психическое, эмоциональное и физическое здоровье. В теории все просто, но на практике мы часто многое упускаем.

Правильная забота о себе крайне важна для поддержания хорошего настроения и снижения тревожности и своего субъективного

страдания.

Продолжение в следующей публикации.

Проводить спортивные состязания между командами отделений в нашем реабилитационном центре стало доброй традицией.

По накалу страстей они ничуть не уступают мировым чемпионатам!

Зависимым людям крайне тяжело регулировать свое эмоциональное состояние без алкоголя и наркотиков.

В процессе реабилитации наши пациенты учатся контролировать свое настроение, и занятия спортом помогают в этом,

а соревновательный момент учит не только радоваться победе, но и принимать поражение как опыт.

У большого числа зависимых наблюдается психологический феномен алекситимии - так называют неспособность

распознавать и выражать свои чувства. Такие люди обладают низкой эмпатией, склонны к соматизации невыраженных

аффектов - то есть эмоции переходят в болезни тела.

Происхождение его может быть различным - как органической патологией,

так и приобретенной ы процессе определенных жизненных условий особенностью.

Для успешного комплексного лечения алкоголизма и наркомании работа с рефлексией эмоций очень важна.

Умение управлять своим эмоциональным состоянием, не прибегая к химически активным веществам-

вот к чему мы стремимся в процессе реабилитации.

Для зависимого человека это очень сложная задача, с решением которой без специалистов он справится не в состоянии.

Один из методов, применяемых в нашем центре- танцевально- двигательная терапия.

Музыка стимулирует фантазию и создает настроение, она помогает отыграть свои эмоции через тело, научится распознавать и выражать их.

А уж хорошее настроение и прилив энергии после таких занятий неизбежны!!

Главная характеристика химически зависимых пациентов – это эмоциональная дисрегуляция. Это значит, что пациенты испытывают большие трудности с регуляцией эмоций.

Такая дисрегуляция, порождается эмоциональной уязвимостью, и не развитыми навыками переработки психического возбуждения.

Эмоциональная уязвимость определяется следующими факторами:

1. Чрезвычайно высокая чувствительность к раздражителям

2. Очень интенсивные эмоциональные реакции на раздражители

3. Медленное восстановление нормального эмоционального состояния после эмоционального возбуждения

Психическая переработка возбуждения включает в себя:

1. Способность сдерживать неадекватное поведение, связанное с сильными отрицательными или положительными эмоциями

2. Способность действовать независимо от эмоций

3. Способность снижать самостоятельно психическое возбуждение

4. Способность изменить направленность внимания при сильных эмоциях

Решающим фактором, обусловливающим эмоциональную дисрегуляцию, выступает инвалидирующее окружение.

Инвалидация - это игнорирование и непризнание окружением эмоциональных реакций ребенка.

Инвалидация сообщает ребенку о неприемлемости его чувств.

Например, когда ребенок говорит, что хочет пить, родители дает ему воды или сока

( смотря, что выберет ребенок), а не говорят: «Не может быть, ты же только что выпил стакан воды»

Или когда родителей вызывают в школу, за то, что дочь ударила другую девочку, -родители пытаются прояснить у дочери, что произошло, как переживает она эту ситуацию и что думает о случившемся.

А не так: « Пойдем в школу, и ты будешь извиняться за свое поведение! Ты же девочка, и тебе нельзя проявлять агрессию!»

Или когда ребенок плачет, родители пытаются выслушать его и понять, что произошло, утешить, - ( а не говорят ему: «Перестань реветь из за ерунды! Не будь плаксой!»)

Когда ребенок выражает гнев и фрустрацию, родители относятся к этому серьезно, а не отмахиваются, от подобных проявлений, как от чего-то несущественного.

Когда ребенок говорит, что старался из-за всех сил, - родители верят ему, а не говорят: «Значит, плохо старался!»

В адекватной семье ребенка видят, замечают, уважают, слушают, спрашивают и поддерживают. Взрослые принимают во внимание предпочтения ребенка ( например, относительно интерьера комнаты, одежды,

занятий), к взглядам и мыслям ребенка относятся серьезно; эмоции ребенка воспринимаются как значимые коммуникативные сигналы.

Адекватное реагирование родителей обусловливает способность ребенка к лучшему различению собственных эмоций и эмоций других людей, что в последствие определяет его эффективное функционирование в

жизни.

И наоборот, инвалидирующая семья создает проблемную среду для ребенка, и создает эмоциональную дисрегуляцию, поскольку не может научить ребенка определять и перерабатывать психическое

возбуждение, переносить стресс и доверять собственным эмоциям – как правомерным интерпретациям событий.

Именно поэтому, пациенты, на вопрос: «Как ты себя сейчас чувствуешь?"

-ответить не могут.

Именно поэтому важная терапевтическая задача, в процессе реабилитации – это научить пациента базовым психическим навыкам:

• Замечать свое психическое возбуждение, развивать внимательность к телесным сигналам

• Определять что это за возбуждение

• Облекать в слова возбуждение ( давать ему название и говорить о нем)

• Понимать природу происхождения возбуждения

• Определять свои желания и потребности ( которые лежат в основе возбуждения)

• Тестировать реальность и выбирать путь разрядки возбуждения

• Планировать реализацию желания, учитывая возможности и ограничения или сублимировать возбуждение.

Развитие навыков эмоциональной регуляции – залог качественной трезвости!

Ревность — это искусство причинять себе еще больше зла, чем другим.

Александр Дюма

Ревность - страх потерять предмет обожания, который проявляется через вспышки агрессии, беззащитность

Когда ревность переходит в патологию:

Выделяют три вида ревности: нормальная, сверхценная и бредовая.

- Нормальная ревность присуща любому психически здоровому человеку.

- Сверхценная ревность носит характер компульсивной обсессии: человек не может отключиться от соответствующих

переживаний, осознает их беспочвенность и чаще всего ведет с ними сознательную, но безуспешную волевую борьбу.

Навязчивая и неконтролируемая ревность - это патология.

- Бред ревности — симптом, возникающий на фоне болезни (хронического алкоголизма, сосудистой деменции, шизофрении и прочих органических расстройств).

Проявляется в тотальном контроле партнера, идеях и выводах, не имеющих логической связи

(«Пошла в магазин — нашла повод, за углом дома, ждет любовник, я точно знаю» и т. п.).

Поскольку бред ревности относят к симптому болезни, человек нуждается в психиатрическом лечении.

Как чувство ревности связано с самооценкой?

Патологическая ревность, в частности, связана с низкой самооценкой, причиной которой могла быть травма, перенесенная в детстве,

когда ребенок был свидетелем обмана, насилия, ухода, измены одного из родителей, если он рос в созависимой среде.

Возможно ли отучить себя ревновать? И нужно ли?

Ревность — один из механизмов защиты. Невозможно прекратить ревновать усилием воли.

Здесь важно разобраться в причинах неуверенности в себе, недоверия к другим, восстановить ценность себя,

вернуть себе уверенность, умение опираться на свои чувства и желания, уважать свободу выбора — свою и других.

Ещё статьи...