Нэнси Мак-Вильямс (NancyMcWilliams) — классик современного психоанализа, автор учебника по психоаналитической диагностике, предлагает выведенные в последнее время критерии для определения психического благополучия.
1. Способность любить другого таким, какой он есть, без идеализации обесценивания. Зрелая любовь принимает другого как несовершенную личность с недостатками и слабостями. Также отношения зрелой любви включают в себя искренность и преданность.
2. Способность работать это не то же самое, что способность найти работу, которая дает возможность обеспечить материальное существование, и ходить на нее. Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя.
3. Способность играть. Игра необходима в развитии детенышей млекопитающих. Оказывается, одна из систем, отвечающих в мозге за мотивацию, связана с игрой. Также есть четкая связь между игрой и способностью к концентрации, сосредоточенности. Игра развивает способность к символизации и построению метафор.
4. Способность к безопасной привязанности. Ребенок, растущий в отношениях безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить отношения на основе безопасной привязанности. С возрастом сам по себе тип привязанности, на котором строит отношения человек, не изменяется. Поэтому, если в детстве он не получил опыта безопасной привязанности, он не способен в дальнейшем построить безопасные отношения. Однако это не безнадежная ситуация. Исследования показывают, что человек может обучиться безопасной привязанности в результате постоянных безопасных отношений, длящихся не менее пяти лет.
5. Способность к автономии. Это значит опираться на чувство собственной силы. Связано с поисковой системой мозга, на которую влияет в первую очередь допамин. Эта способность разрушается в результате употребления наркотиков.
6. Постоянство идентичности, интеграция. Сюда входит и способность выносить разные состояния сознания в одно и то же время, например, амбивалентные чувства к одному человеку, одновременно гнев и любовь, раздражение и нежность. Способность описывать в целостности себя и других. Не "он чудовище" или "я отвратительный", не "он идеальный" или "я само совершенство", а во всей полноте качеств, с плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами. Сюда же относится чувство связанности во времени, ощущение постоянства личности: вот я был ребенком, вот я взрослый тот же челвоек, и т.п. И здесь же - чувство единства с телом: это часть моей личности, это я, я забочусь о нем.
7. Сила эго. Это способность преодолевать стресс, отвечать на стресс адекватными способами. К неадекватным реакциям на стресс относятся наркотики, отыгрывание, регресс до беспомощности, ригидность, то есть какой-то единственный механизм защиты на все случаи. Эта способность может быть разрушена сильным травматическим опытом, превосходящим "пропускную способность" психики. Так что речь идет о большей или меньшей степени устойчивости, силы эго.
8. Реалистичная надежная и крепкая самооценка. Такой человек способен видеть свои недостатки, но относится к себе в целом хорошо, он способен учится на ошибках, потому что может признавать их и не подвергать себя жестокой критике, он может требовать от себя работы по самосовершенствованию, но не требует невозможного совершенства, дружелюбен к себе.
9. Ценности, нравственный центр личности.
10. Способность выносить свои эмоции, испытывать весь спектр эмоций. Способность выносить все свои эмоции опирается на способность отделять мысль и эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю реальность действия от внутренней реальности. Например, если я испытываю гнев - это не равно нападению на другого.
11. Рефлексия. Способность анализировать и смотреть на себя со стороны, помогает выявлять свои проблемы. Отражающая функция сознания. Способность взглянуть на свои безумные части. Есть огромная разница между безумным человеком и человеком, отдающим себе отчет в том, что он может обезуметь. Одним из важных показателей способности осознавать себя является чувство юмора, способность увидеть происходящее как бы со стороны.
12. Чувство отдельности. Осознание того, что ты это ты, а другой это другой. Что его мотивы могут отличаться от тех, которые ты ему приписываешь, что его действия не обязательно связаны с тобой. Когда чувства отдельности нет, есть иллюзия, что если я чувствую к кому-то какое-то чувство, то это он заставляет меня чувствовать это. Отдельность позволяет понимать, что у другого есть намерения, исходящие из его собственных контекстов. 13. Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в соответствии с обстоятельствами. Патология заметна, когда на все случаи и в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.
14. Баланс между альтруизмом и эгоизмом. Люди, не достигшие равновесия в этом отношении, как в ту, так и в другую сторону, имеют признаки депрессии. В одном случае это будет одиночество и экзистенциальное отчаяние, в другом - "я плохой, со мной что-то не так".
15. Чувство витальности. Способность чувствовать себя живым.
16. Способность к смирению - способность принять то, что невозможно изменить, пережить скорбь и продолжать жизнь.
«Когда Маленький принц явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок – пустых и полных.
– Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.
– Пью, – мрачно ответил пьяница.
– Зачем?
– Чтобы забыть.
– О чем забыть?
– Хочу забыть, что мне совестно, – признался пьяница и повесил голову.
– Отчего же тебе совестно?
– Совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.
«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», – думал он, продолжая путь».
И это действительно замкнутый круг для химически зависимого пациента, -пьет потому что стыдно, и стыдно потому что пьет. Ведь лучшая защита от стыда – переживание стыда вновь.
Давайте попробуем разобраться – что такое стыд и что с ним делать?
Мы чувствуем стыд, как только считаем, что не такие , какими должны быть. « Я какой-то не такой».
И когда пациент приходит к терапевту, он считает, что он не такой какой должен был быть.
Немедленно это становится вопросом стыда.
В вопросах стыда существует еще один важный аспект: когда кто-то чувствует стыд, он чувствует себя одиноким. Люди всегда говорят о стыде, как о некотором внутреннем переживании. Но мы знаем, что всегда есть еще тот, кто стыдит.
Всегда! Никто не может чувствовать стыд в одиночку. Когда мы уже выросли, и стали взрослыми, тогда мы можем испытывать стыд в одиночку, но всегда есть кто-то, кто находится внутри, он представляется как «Суперэго».
И очень часто в терапевтическом процессе одно из наших первых действий со стыдом, это помочь пациенту идентифицировать стыдящего человека. Очень часто человек забывает об этом, но он или она существует.
Американский исследователь Томкинс изучал эмоции человека, и рассматривал стыд, как регулятор возбуждения. Отсюда делаем вывод – что стыд останавливает витальность ( жизненные силы, либидо, желания и потребности).
Поэтому, часто можно наблюдать парадокс – у пациентов энергии много, но наружу она выходит странным, неадекватным способом. Самый распространенный – употребление химических веществ.
Главная задача в работе со стыдом - восстановить способность его переживать.
Стыд становится разрушительным, потому что пациенты его не проживают. Они страдают и борются с ним.
Чудо происходит, когда пациенты стыд выносят в контакт с другими пациентами и терапевтом. Порой одного этого достаточно, чтобы это чувство перестало их травить.
Страдание - попытка справиться с непереносимым чувством, блокировать его, игнорировать, но не проживать. Травма появляется там, где был отказ проживать комплекс чувств, желаний и это формируется потом, в посттравматическое стрессовое расстройство.
В этом вопросе, важно разделить зоны ответственности:
Вылечить его ( ее) вы не сможете, потому что заболевание сложное, и повлиять на него - не в пределах Ваших знаний и компетенций.
Ваша сфера влияния определяется 3 - мя ресурсами:
- Следовать рекомендациям лечебного персонала
- Посещать занятия для родственников и группы Ал -Анон.
- Вернуть себе свою жизнь
Неслучайно, один из популярных лозунгов выздоравливающих людей «Начни с себя!»
Звучит банально, но сделать это, созависимым людям крайне сложно. Потому что смысл их жизни – это другой и то, в каком он ( она) состоянии.
Так как, чаще всего, вопрос: «Что делать с ним ( с ней)?» задает женское окружение, - предлагаем простую программу для женщин, по тренировке навыка держать фокус внимания на себе.
14 ДНЕЙ ЛЮБВИ К СЕБЕ:
ДЕНЬ 1: НАЧНИТЕ СО «СПАСИБО»
Поставьте себе напоминалку в привязке к будильнику и прежде чем встать с кровати, подумайте о том, за что вы можете быть себе благодарны. И скажите себе спасибо. Спорим, почти наверняка вы никогда этого не делали раньше? Очень интересно, попробуйте.
ДЕНЬ 2: ДЕНЬ ТАКТИЛЬНЫХ УДОВОЛЬСТВИЙ
Подумайте о том, чем вы можете сегодня себя порадовать. Важно, чтобы удовольствие было ощутимым на уровне ощущений тела — это может быть массаж, или покупка мягкого свитера, очень приятного в носке, или косметические процедуры.
В общем, вам нужно такое проявление заботы о себе, которое вы буквально сможете «потрогать».
ДЕНЬ 3: ДЕНЬ СПОКОЙСТВИЯ
Сегодня вам важно постараться спокойно относиться к окружающим и максимально оградить себя от эмоциональных волнений. Представьте себе, что вокруг вас стоит невидимая защита, через которую не проходят хамство, злоба, зависть или раздражение других людей.
ДЕНЬ 4: ДЕНЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ЛИШНИХ ВЕЩЕЙ<>br Если у вас нет времени на генеральную уборку, то разберите хотя бы свой шкаф. Отдайте или выбросите то, чем вы не пользуетесь, чтобы освободить место для нового. В своем шкафу и в своей жизни.
ДЕНЬ 5: ДЕНЬ ОБЩЕНИЯ С САМИМ СОБОЙ
Выделите себе час времени и отправляйтесь на прогулку в симпатичное место, без компании и без телефона. Просто побудьте наедине с собой и своими мыслями, не отвлекаясь на экран. Просто прогуляйтесь, подышите, понаблюдайте за окружающими.
ДЕНЬ 6: КУПИТЕ СЕБЕ КРАСИВЫЙ БУКЕТ ЖИВЫХ ЦВЕТОВ
Самый красивый, какой только будет в магазине. Прежде чем открыть дверь магазина, пообещайте себе, что купите именно тот букет, который вам понравится, невзирая на цену. И сдержите это обещание.
ДЕНЬ 7: НАПИШИТЕ КОМУ-НИБУДЬ ПИСЬМО ОТ РУКИ
С признанием в любви. Необязательно мужчине, это может быть любовь к подруге, маме или ребенку. Главное — потратить время на то, чтобы выразить свои чувства, так мы помогаем своему источнику раскрыться.
ДЕНЬ 8: ДЕНЬ «НЕТ»<>br Сегодня ваша задача очень внимательно отслеживать любые просьбы или обращения к вам, и говорить «нет» всему, что вас не вдохновляет, не является вашей прямой обязанностью, вызывает негативные эмоции и т. д.
ДЕНЬ 9: ДЕНЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ТОКСИЧНЫХ ЛЮДЕЙ
Точно так же, как вы убирались в шкафу, сегодня вам нужно убраться в своей жизни. Вернее, в своем окружении.
Сядьте и составьте список тех людей, которые вас расстраивают, вызывают неприятные эмоции, напрягают, общение с которыми отбирает у вас силы. И подумайте как сделать так, чтобы или совсем исключить их из круга общения, или, если это невозможно, свести любые контакты с ними к минимуму.
ДЕНЬ 10: ДЕНЬ НАСТОЯЩИХ ДРУЗЕЙ
Организуйте дома вечеринку, или обед, или чай с блинами для самых близких друзей. Тех, общение с которыми всегда наполняет вас силами. Это ваш ресурс, не забывайте о нем заботиться.
ДЕНЬ 11: ДЕНЬ МЕЧТЫ
В течение дня, когда у вас есть возможность отвлечься от рутины, постарайтесь думать о том, какие у вас мечты. Чего бы вы хотели достичь в самых разных сферах? Как бы хотели изменить свою жизнь, если бы ничто вас не держало и не ограничивало?
Вечером, перед тем как отправиться спать, напишите на листе бумаге одну, самую важную свою мечту.
ДЕНЬ 12: ДЕНЬ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ
Попробуйте организовать все так, чтобы у вас была возможность весь день заниматься только собой. Не стройте планы заранее, просто освободите себе день (ну или хотя бы полдня). Проснувшись утром, подумайте о том, что вы хотите сегодня сделать. Отправиться в любимую кофейню? Сходить в музей? Отправиться с книжкой в лучший парк в городе?
ДЕНЬ 13: ДЕНЬ НОВОГО
Сегодня важно попробовать сделать то, чего вы никогда раньше не делали. Отправиться на класс танго, сьездить на лекцию, в записаться на пробное занятие по китайскому языку, научиться делать суши. Главное, чтобы вам было интересно как в детстве, когда вы с удивлением открывали для себя мир.
ДЕНЬ 14: ДЕНЬ ПИСЬМА САМОЙ СЕБЕ
Напишите себе письмо, которое вы откроете ровно через год. Напишите в нем чего вы хотите достичь за этот год, напишите о своих чувствах, о том, что для вас важно. Напишите, как вы гордитесь собой, потому что вы уже проделали долгий и непростой путь. Напишите, как вы благодарны себе за то, что в своем безумном графике нашли две недели чтобы поставить себя в центр своего внимания.
И попросите себя через год вспомнить о том, как это важно. Поставьте себе напоминалку в телефоне, компьютере и почтовой программе, чтобы не забыть прочитать письмо когда придет время.
А когда вы закончите писать это послание, то подумайте о том, как вы изменились всего за 14 дней. И о том, как изменится ваша жизнь и ваше здоровье, если эти две недели станут вашим обычным образом жизни.
Желаем Вам успехов!
А мы Вас в этом поддержим – как только закончится режим самоизоляции, мы ждем Вас на наших занятиях, посвященных проблемам взаимоотношений с зависимым человеком.
Когда: Каждое воскресенье
Начало: в 10- 00.
Где: Ленинградская 77, 1 этаж - амбулаторное отделение.
Это увлекательный творческий процесс позволяет развивать самодисциплину, усидчивость, дает возможность переключиться от привычного распорядка дня.
«Понимание того факта, что мы приносим пользу обществу, это и есть развитие и духовный рост. Это большая радость для нас», - делятся своими эмоциями пациенты Даниил и Людмила.
ПРОСТЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОГИ
Это - основные упражнения по снижению тревожных состояний, которые рекомендуют в большинстве терапевтических школ:
1.Телесные упражнения:
-Дыхание по квадрату: на четыре счета вдох, на четыре счета - задержка воздуха, на четыре счета - медленный выдох, на четыре счета - пауза, когда мы не вдыхаем. И так несколько раз; -Дыхание с помощью бумажного пакета (важно: не берите полиэтиленовый): поднесите пакет к лицу (не прижимайте плотно), вдохните, медленно выдохните. И так несколько раз - это уменьшит гипервентиляцию и поможет визуализировать дыхание, что способствует снижению тревоги;
-Дыхание с помощью рук: поднесите ладони к лицу так, чтобы вы их видели. На вдохе разворачивайте ладони к себе, на выдохе - ладони от себя. Выдох медленнее, чем вдох (с учетом вируса, руки лучше сначала помыть);
-Опора (можно сочетать с предыдущими упражнениями, можно практиковать самостоятельно): если вы стоите - встаньте на всю стопу, так, чтобы хорошо почувствовать ступнями пол. Если вы сидите - поставьте ноги на пол, плотно сядьте на стул, почувствуйте спиной и ягодицами стул или кресло, руки положите на подлокотники или колени. Оставайтесь в таком положении несколько минут; -Прыжки с хлопком (выглядит глупо, но работает): попрыгайте, сводя руки над головой в хлопке. Также можно поотжиматься;
-Закройте пространство руками: захватите локти руками и поднимите руки на уровень глаз. Смотрите на свои руки, можно проговаривая “это мое пространство, я могу его контролировать”.
2.Психологические упражнения:
-Мини-медитация: сядьте удобно, закройте глаза и несколько минут смотрите в темноту перед собой;
-Поднимите сожмите правую руку в кулак, противопоставьте большой палец, поднимите руку медленно вверх так, чтобы получился “лайк”. Попробуйте улыбнуться;
-Закройте глаза, попробуйте вспомнить что-то приятное из прошлого: летний день, прогулку с любимым человеком, приятные выходные на даче. Постарайтесь вспомнить запах и тактильные ощущения;
3.Письменные упражнения:
-Напишите свои зоны контроля (например, “я могу контролировать, сколько кругов я рисую на этой бумаге” или “я могу контролировать, сколько стаканов воды я выпиваю за день”) и напишите свои зоны ответственности (например, “спасение дельфинов” или “чтобы дети хорошо учились”). Вычеркните зоны ответственности, не соответствующие текущим зонам контроля или требующие ресурсов, которых у вас нет. Перенесите зоны контроля и зоны ответственности на другой лист так, чтобы они соответствовали друг другу;
-Пишите списки того, что у вас получилось или сработало. Можно за эту неделю, а можно вообще.
4. Мысли о будущем порождают тревогу, поэтому планируйте только 24 последующие часа.
5. Если вы уже устали и думаете о том, когда это закончится, представьте, что это не закончится никогда. Осознование этого помогает ослабить кон тролль и принять ситуацию, найти новые смыслы в точке «сейчас», появляется энергия.
Надеемся, что эти варианты вам помогут. Остаемся с вами!
Лечебная команда РНЦ.