Новости
Д
М

Синдром жертвы

Опубликовано в Новости и статьи
Автор ЦМСР
СИНДРОМ ЖЕРТВЫ.

Весь мир против меня, или подробно о синдроме жертвы.

В психологии людей, которые постоянно чувствуют себя беспомощными, жертвой обстоятельств или несправедливых действий окружающих людей, причисляют к особой касте — к жертвам.

А все потому, что они считают, что во всех их жизненных невзгодах (которые скрупулезно записаны и подсчитаны) виноват кто угодно, но только не они сами. Злой рок, фатальная судьба, президент или бессердечная школьная подружка.

Впрочем, список виновных у «жертвы» чрезвычайно богат, как и поток красноречия, когда их спрашивают о здоровье и жизни. Но самое парадоксальное в том, что «исповедуя» религию жертвы, такие люди сами подсознательно притягивают к себе негативные события, что еще больше убеждает их в том, что мир несправедлив. И круг замыкается…

12 признаков синдрома жертвы

1. Бесконечный поток жалоб

«Жертвы» обожают говорить о себе, и им нужен постоянный слушатель. Они увлеченно рассказывают о том, как их обижают соседи, участковый терапевт и новый продавец в супермаркете. Им льстит, кода люди их жалеют и соглашаются с ними. Но стоит собеседнику сказать, что не все так плохо, «бывает и похуже», как жертва мгновенно прекращает разговор. По-настоящему плохо может быть только ей. И точка!

2. Перекладывание ответственности

Человек с синдромом жертвы живет со стойким убеждением, что его жизнь не зависит от него самого. Все, что случилось вчера и произойдет с ним завтра, зависит от кого угодно, только не от него самого.

Подорожает хлеб — виноваты чиновники, власти, сломается машина — коммунальщики не чистят дорогу, потечет крыша в многоквартирном доме — соседи «зажали» деньги на ремонт. А еще фаза Луны, пятая колонна, массоны и еще несколько сотен объяснений того, что было, и того, что будет. Вместо того чтобы просто взять себя в руки и сделать что-то, чтобы завтра было лучшим, чем вчера.

3. Критика окружающих

«Жертва» всегда знает, что нужно сделать или чего нельзя делать сыну, соседу и учителю в школе, но при этом не может разобраться в собственной жизни. Ее задача — не действовать, но критиковать. Смакуя ошибки окружающих, она возвышает себя над ними. И получает настоящее удовольствие. Дескать, как можно жить счастливо, когда рядом такие люди?

4. Смакование обид

Задеть «жертву» — проще простого, как и не угодить ей. Стоит позвонить в 7.03 вместо 7.00, забыть поздравить с красным днем календаря, не пригласить в гости на юбилей или просто отказать в мелкой услуге, и «жертва» обидится. Может долго не разговаривать, попутно жалуясь общим знакомым на «плохого человека», но как только слушатели перестанут слушать и верить, «жертва» вновь нарисуется на горизонте и продолжит общение, как ни в чем не бывало. Однако обиду при случае припомнит, и скорее всего, не один раз.

5. Принижение себя Стоит только посочувствовать «жертве» и она сразу же признается в чувстве собственной неполноценности и ничтожности. Она свято уверена, что когда Бог награждал других красотой, талантами и разумом, «самые наглые» не пропустили ее вперед, а потому она осталась ни с чем и теперь вынуждена коротать свой век в сплошных лишениях.

6. Страхи и переживания «Жертвы» очень негативно относятся к переменам, это и понятно: «От жизни не стоит ждать ничего хорошего». Они тревожны, у них множество нерациональных страхов и предубеждений, они склонны впадать в панику, если что-то идет не так, как они предполагали. Отсюда — бесконечные звонки, переспрашивания и обвинения в черствости окружающих.

7. Предъявление претензий

Люди с синдромом жертвы не всегда смиряются под обстоятельствами, порой они все же пытаются им противостоять. Но, как правило, за чужой счет. Их задача — указать на все недостатки своего окружения и переделать его под себя. Для этого в ход идут любые методы: взывание к чувству вины, бесконечные упреки, демонстрация плохого самочувствия на фоне вопиющего поведения семьи, коллег и друзей… Но как бы окружение ни стремилось угодить «жертве», ничего из этого не выйдет. Ведь чем большего она достигает, тем большего ей хочется получить.

8. Негативизм во всем

Люди с синдромом жертвы являются классическим примером пессимистов. Любую ситуацию они воспринимают, как катастрофу и уверены, что весь мир против них. Они первыми укажут на возможные негативные последствия любого дела, и будут отговаривать свое окружение пробовать что-то новое и неизвестное. Они часто обескураживают близких и знакомых своим негативизмом, ведь видят плохое даже там, где его трудно усмотреть. 9. Подозрительность

В своих действиях «жертвы» практически всегда руководствуются отрицательными эмоциями. Самые частые из них — гнев, страх и печаль. Они подозревают других людей в том, что те хотят им сделать что-то «плохое», чем еще больше настраивают против себя.

10. Преувеличение проблем

Если у человека с синдромом жертвы в последнее время не случалось горя, он придумает его себе сам. Такие люди преувеличивают трагизм произошедших с ними обстоятельств и сочиняют истории о том, где и как их «подставила» жизнь.

11. Ожидание восхищения

Несмотря на то, что «жертва» считает себя несправедливо обиженной и обездоленной, она уверена в том, что люди должны ею восторгаться. За то, что ей столько пришлось перенести и какая она храбрая, что «не сломалась». Сочувствия ей, как правило, мало, она должна чувствовать восхищение. По этой причине многие «жертвы» сознательно вешают на себя чужие проблемы и дела, чтобы в итоге их заметили и оценили.

12. Глухая оборона

Если люди указывают «жертве» на ошибки поведения, говорят конструктивную критику или пытаются вывести ее из «замкнутого круга» проблем, она яростно сопротивляется. Ей не нужно ничего решать, улучшать, налаживать. Ей требуется сочувствие и внимание, и возможность продолжать в том же духе, играть и завтра выученную роль.

Автор:Бартукова Наталья https://medaboutme.ru/articles/mir_glazami_muchenika_12_priznakov_psikhologii_zhertvy/

Д
М

Иллюзия контроля

Опубликовано в Новости и статьи
Автор ЦМСР

Самый сложный и важный этап в реабилитации для пациента, - заключается в преодолении психологических защит, которые мощной стеной охраняют невозможность избавиться от иллюзии контроля над веществом и собственной жизнью.

Чтобы расстаться с иллюзией контроля необходимо отгоревать тот факт, что мир не идеален, что счастье не во вне: ни в веществе, ни в другом человеке, ни в других вещах.

Горевание – это процесс, благодаря которому, ребенок отказывается от инфантильного всемогушества и от слияния с матерью. Он начинает различать мир внутренний и мир внешний, он открывает, что мама это другой человек, с «достоинствами» и «недостатками».

Именно этот процесс создает внутри тот баланс и опору, которая ведет к тому, что ребенок последовательно проходит этапы взросления, в результате - он обретает автономию и индивидуальность.

Очевидно, что химически зависимые люди этап горевания, в детстве не прошли, и поэтому эта задача становится отправной точкой сейчас, в реабилитации. И только после того, как психика выполнила работу горя и начинается взросление.

Иллюзии свои оплакиваешь порой так же горько, как покойников» Ги де Мопассан.

«Когда Маленький принц явился на эту планету, пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок – пустых и полных.

– Что это ты делаешь? – спросил Маленький принц.

– Пью, – мрачно ответил пьяница.

– Зачем?

– Чтобы забыть.

– О чем забыть?

– Хочу забыть, что мне совестно, – признался пьяница и повесил голову.

– Отчего же тебе совестно?

– Совестно пить! – объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.

И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.

«Да, право же, взрослые очень, очень странный народ», – думал он, продолжая путь».

И это действительно замкнутый круг для химически зависимого пациента, -пьет потому что стыдно, и стыдно потому что пьет. Ведь лучшая защита от стыда – переживание стыда вновь.

Давайте попробуем разобраться – что такое стыд и что с ним делать?

Мы чувствуем стыд, как только считаем, что не такие , какими должны быть. « Я какой-то не такой».

И когда пациент приходит к терапевту, он считает, что он не такой какой должен был быть.

Немедленно это становится вопросом стыда.

В вопросах стыда существует еще один важный аспект: когда кто-то чувствует стыд, он чувствует себя одиноким. Люди всегда говорят о стыде, как о некотором внутреннем переживании. Но мы знаем, что всегда есть еще тот, кто стыдит.

Всегда! Никто не может чувствовать стыд в одиночку. Когда мы уже выросли, и стали взрослыми, тогда мы можем испытывать стыд в одиночку, но всегда есть кто-то, кто находится внутри, он представляется как «Суперэго».

И очень часто в терапевтическом процессе одно из наших первых действий со стыдом, это помочь пациенту идентифицировать стыдящего человека. Очень часто человек забывает об этом, но он или она существует.

Американский исследователь Томкинс изучал эмоции человека, и рассматривал стыд, как регулятор возбуждения. Отсюда делаем вывод – что стыд останавливает витальность ( жизненные силы, либидо, желания и потребности).

Поэтому, часто можно наблюдать парадокс – у пациентов энергии много, но наружу она выходит странным, неадекватным способом. Самый распространенный – употребление химических веществ.

Главная задача в работе со стыдом - восстановить способность его переживать.

Стыд становится разрушительным, потому что пациенты его не проживают. Они страдают и борются с ним.

Чудо происходит, когда пациенты стыд выносят в контакт с другими пациентами и терапевтом. Порой одного этого достаточно, чтобы это чувство перестало их травить.

Страдание - попытка справиться с непереносимым чувством, блокировать его, игнорировать, но не проживать. Травма появляется там, где был отказ проживать комплекс чувств, желаний и это формируется потом, в посттравматическое стрессовое расстройство.

Нэнси Мак-Вильямс (NancyMcWilliams) — классик современного психоанализа, автор учебника по психоаналитической диагностике, предлагает выведенные в последнее время критерии для определения психического благополучия.

1. Способность любить другого таким, какой он есть, без идеализации обесценивания. Зрелая любовь принимает другого как несовершенную личность с недостатками и слабостями. Также отношения зрелой любви включают в себя искренность и преданность.

2. Способность работать это не то же самое, что способность найти работу, которая дает возможность обеспечить материальное существование, и ходить на нее. Речь идет о способности найти и выбрать дело, которому человек посвящает себя, получать удовлетворение от выполнения этой работы, опираться на тот смысл, который в это дело вкладывает человек и который из этого дела извлекает для себя.

3. Способность играть. Игра необходима в развитии детенышей млекопитающих. Оказывается, одна из систем, отвечающих в мозге за мотивацию, связана с игрой. Также есть четкая связь между игрой и способностью к концентрации, сосредоточенности. Игра развивает способность к символизации и построению метафор.

4. Способность к безопасной привязанности. Ребенок, растущий в отношениях безопасной привязанности, вырастает во взрослого, способного строить отношения на основе безопасной привязанности. С возрастом сам по себе тип привязанности, на котором строит отношения человек, не изменяется. Поэтому, если в детстве он не получил опыта безопасной привязанности, он не способен в дальнейшем построить безопасные отношения. Однако это не безнадежная ситуация. Исследования показывают, что человек может обучиться безопасной привязанности в результате постоянных безопасных отношений, длящихся не менее пяти лет.

5. Способность к автономии. Это значит опираться на чувство собственной силы. Связано с поисковой системой мозга, на которую влияет в первую очередь допамин. Эта способность разрушается в результате употребления наркотиков.

6. Постоянство идентичности, интеграция. Сюда входит и способность выносить разные состояния сознания в одно и то же время, например, амбивалентные чувства к одному человеку, одновременно гнев и любовь, раздражение и нежность. Способность описывать в целостности себя и других. Не "он чудовище" или "я отвратительный", не "он идеальный" или "я само совершенство", а во всей полноте качеств, с плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами. Сюда же относится чувство связанности во времени, ощущение постоянства личности: вот я был ребенком, вот я взрослый тот же челвоек, и т.п. И здесь же - чувство единства с телом: это часть моей личности, это я, я забочусь о нем.

7. Сила эго. Это способность преодолевать стресс, отвечать на стресс адекватными способами. К неадекватным реакциям на стресс относятся наркотики, отыгрывание, регресс до беспомощности, ригидность, то есть какой-то единственный механизм защиты на все случаи. Эта способность может быть разрушена сильным травматическим опытом, превосходящим "пропускную способность" психики. Так что речь идет о большей или меньшей степени устойчивости, силы эго.

8. Реалистичная надежная и крепкая самооценка. Такой человек способен видеть свои недостатки, но относится к себе в целом хорошо, он способен учится на ошибках, потому что может признавать их и не подвергать себя жестокой критике, он может требовать от себя работы по самосовершенствованию, но не требует невозможного совершенства, дружелюбен к себе.

9. Ценности, нравственный центр личности.

10. Способность выносить свои эмоции, испытывать весь спектр эмоций. Способность выносить все свои эмоции опирается на способность отделять мысль и эмоцию от автоматического действия, отличать внешнюю реальность действия от внутренней реальности. Например, если я испытываю гнев - это не равно нападению на другого.

11. Рефлексия. Способность анализировать и смотреть на себя со стороны, помогает выявлять свои проблемы. Отражающая функция сознания. Способность взглянуть на свои безумные части. Есть огромная разница между безумным человеком и человеком, отдающим себе отчет в том, что он может обезуметь. Одним из важных показателей способности осознавать себя является чувство юмора, способность увидеть происходящее как бы со стороны.

12. Чувство отдельности. Осознание того, что ты это ты, а другой это другой. Что его мотивы могут отличаться от тех, которые ты ему приписываешь, что его действия не обязательно связаны с тобой. Когда чувства отдельности нет, есть иллюзия, что если я чувствую к кому-то какое-то чувство, то это он заставляет меня чувствовать это. Отдельность позволяет понимать, что у другого есть намерения, исходящие из его собственных контекстов. 13. Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в соответствии с обстоятельствами. Патология заметна, когда на все случаи и в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.

14. Баланс между альтруизмом и эгоизмом. Люди, не достигшие равновесия в этом отношении, как в ту, так и в другую сторону, имеют признаки депрессии. В одном случае это будет одиночество и экзистенциальное отчаяние, в другом - "я плохой, со мной что-то не так".

15. Чувство витальности. Способность чувствовать себя живым.

16. Способность к смирению - способность принять то, что невозможно изменить, пережить скорбь и продолжать жизнь.

В рамках социального проекта «Швейная мастерская» на базе РНЦ ОГБУЗ ИОПНД, ул. Ленинградская 77, осуществляется работа по изготовлению и самообеспечению защитными масками и медицинскими одноразовыми халатами.

Это увлекательный творческий процесс позволяет развивать самодисциплину, усидчивость, дает возможность переключиться от привычного распорядка дня.

«Понимание того факта, что мы приносим пользу обществу, это и есть развитие и духовный рост. Это большая радость для нас», - делятся своими эмоциями пациенты Даниил и Людмила.

Ещё статьи...